Пациентам
Адресса клиник

Психологическая характеристика готовности к школьному обучению

Традиционно выделяют следующие аспекты школьной зрелости – социальный, эмоциональный, интеллектуальный.

В интеллектуальном аспекте выделяются такие характеристики готовности к обучению в школе, как перцептивная зрелость, умение произвольно концентрировать внимание, способность выделять основные признаки явлений и предметов, а также устанавливать между ними связь, способность логически запоминать, рационально подходить к действительности, владеть разговорной речью, умение понимать и использовать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, стремление узнавать новую информацию. По мнению детских психологов (перейти на страницу), фактор интеллектуального развития хоть и является необходимым, но одного его будет недостаточно для того, чтобы ребенок успешно перешел к школьному обучению.

Эмоциональный аспект характеризует определенный уровень эмоциональной устойчивости, снижение уровня импульсивных реакций. При этом если ребенок гиперактивный, то ход этого процесса нарушается.

Социальный аспект определяет сформированную потребность ребенка к общению с другими детьми, его участие в групповом взаимодействии, способность принимать интересы и обычаи детских групп. Данный компонент определяет формирования тех качеств у детей, благодаря которым они эффективно общаются с одноклассниками и учителями. В более глобальном понимании социальной зрелостью называют способность детей взять на себя социальную роль школьника и выполнять ее. Она выражается в том, как ученик относится к учебному заведению и деятельности, к учителю и самому себе, выступающему учеником. При сформировавшейся внутренней позиции школьник может включаться в учебный процесс, что выражается в произвольном поведении ученика. В этом компоненте также присутствует уровень развития мотивационной сферы. Если школьник психологически готов к школе, то ему, прежде всего, хочется получить новые навыки, умения и знания, а не только получить удовлетворение от внешней стороны (тетрадки, рюкзак, учебники и пр.)

При анализе достижения школьной зрелости следует учитывать ряд генетических, а также социально-психологических факторов, которые оказывают влияние на психическое и соматическое развитие детей в период его дошкольной жизни. Характер влияния таких факторов может определить причины, по которым происходит школьная незрелость. К этим фактором стоит отнести:

- Недостатки в воспитательном процессе.

- Невротическое развитие характера.

- Недостатки соматического развития детей.

- Повреждение центральной нервной системы, как пренатальное, так и раннее постнатальное.